Сексологическая помощь в прошлом (как это было раньше организовано)

Тема в разделе "Сексуальное здоровье", создана пользователем Kostja, 18 янв 2015.

  1. Kostja

    Kostja Красава

    "Основным звеном сексологической службы в СССР является специализированное отделение врачебно-психологического семейного консультирования, организуемое согласно приказу МЗ СССР № 370 от 10 мая 1988 года. в составе психоневрологических диспансеров в городах населением более 250 тыс. человек.
    Функции - профилактика, раннее выявление и лечение сексуальных расстройств и сексуальных дисгармоний в браке. Включение отделений в структуру психоневрологических диспансеров вполне обосновано, так как у 80-90% сексологических больных обнаруживаются психические расстройства преимущественно невротического регистра, а у 50% больных они играют ведущую роль в формировании сексуальных нарушений.
    Штат отделения - врач сексопатолог, медицинский психолог, медсестра, лаборант и санитарка.

    В соответствии с приказом МЗ СССР № 225 от 21 марта 1988 г. , лица, обратившиеся в отделение врачебно-психологического семейного консультирования, не подлежат обязательному психоневрологическому диспансерному учету. По деонтологическим соображениям отделения врачебно-психологического семейного консультирования могут размещаться вне психоневрологических диспансеров, например на территории консультативно-диагностических центров соматических поликлиник и других лечебно-профилактических учреждений.
    На должность сексопатолога обычно назначается врач, прошедший подготовку по психиатрии и сексопатологии. Эта необходимость диктуется тем, что в своей деятельности ему нередко приходиться дифференцировать сложные психопатологические состояния, при которых со стороны пациентов возможны агрессивные действия, суицидальные попытки и т.д.

    Абсолютное большинство больных, обращающихся за сексологической помощью, подлежат амбулаторному лечению в отделениях врачебно-психологического семейного консультирования, и не утрачивают при этом трудоспособности. Необходимость госпитализации возникает при выраженных психопатологических состояниях (в отделения неврозов или дневные стационары психоневрологических больниц), при сосудистой недостаточности половых органов (в ангиохирургические отделения), а также при острых урологических заболеваниях (в урологическое отделение). В большинстве случаев следует предпочесть полустационарное лечение, так оно не лишает больного сексуальной активности. Как правило, после завершения лечения в стационаре, больные возвращаются в отделение врачебно-психологического семейного консультирования, где проводится комплекс мероприятий по сексуальной реадаптации супружеской пары.

    Помимо лечебно-консультативной работы с больными, врачи и психологи отделения оказывают специализированную помощь детям и подросткам с нарушениями сексуального поведения, привлекаются для проведения экспертизы противоправных действий в отношении сексуальной неприкосновенности личности, а также участвуют в санитарно-просветительной работе среди населения.

    Наряду с отделениями врачебно-психологического семейного консультирования в ряде городов сохраняются прежние формы сексологической службы (кабинеты сексопатологии соматических поликлиник и кабинеты сексопатологии консультаций "Брак и семья", организованные в соответствии с приказами МЗ СССР № 920 от 22 ноября 1973 г. и № 465 от 30 апреля 1981 г. , которые постепенно утрачивают свое значение и реорганизуются в соответствии с приказом МЗ СССР № 370 от 10 мая 1988 г.).

    В настоящее время ( 1988-90 годы) сексологическая служба переживает период активной реорганизации и заложенные в ней принципы позволяют надеяться, что в ближайшем будущем наступит полное удовлетворение потребностей населения в ней."

    Как они были правы насчет будущего сексологической помощи... Только теперь она вся на коммерческой основе, специалистов хороших мало.
     
  2. Kostja

    Kostja Красава

    "Главным достижением 1960-1970-х гг. было рождение медицинской сексологии, получившей в СССР имя "сексопатологии". Название это симптоматично, подразумевая, что "нормальная" сексуальность беспроблемна, в ней все ясно, а тот, у кого проблемы есть, должен отдаться на волю врачей.

    То, что изучение проблем пола в послевоенном СССР началось в медицине, вполне естественно. Так было в XIX - начале XX в. в Европе и в дореволюционной России. Сталинский террор выкорчевал все, что делалось раньше, теперь ученым пришлось все начинать с начала.

    Новой дисциплине было очень трудно встать на ноги. Как и все новое в СССР, она создавалась не по воле партии и медицинского истэблишмента, а вопреки им, силами отдельных энтузиастов. Помимо общего негативного отношения к сексуальности мешала враждебность со стороны представителей старых медицинских дисциплин, особенно урологов. Поэтому развитие было медленным.

    Вначале в советской сексопатологии преобладал монодисциплинарный подход, в котором тон задавали урологи и, в меньшей мере, гинекологи и эндокринологи. Но после того как Всесоюзный центр возглавил невропатолог профессор Георгий Степанович Васильченко, картина изменилась. По мнению Васильченко, сексопатология должна быть не "бригадной" помощью, когда уролог лечит "свою" патологию, психиатр - "свою", эндокринолог - "свою", а сексопатолог состоит при них в качестве диспетчера, а самостоятельной междисциплинарной клинической дисциплиной. В этом духе написаны первые советские руководства для врачей под редакцией Г. С. Васильченко - "Общая сексопатология" (1977) и "Частная сексопатология" (1983, в двух томах). "Системный подход" ориентировал врача на то, чтобы видеть сексуальность в целом, а не только ее отдельные параметры и составляющие.

    В Ленинграде первый Сексологический центр при городском отделе здравоохранения (на общественных началах) создал профессор-психиатр Абрам Моисеевич Свядощ. Его книга "Женская сексопатология" (1974), выдержавшая три издания, стала настоящим бестселлером.

    Ленинградские психиатры профессор Дмитрий Николаевич Исаев и Виктор Ефимович Каган начали изучение формирования половой идентичности и проблем детской и подростковой сексуальности. В 1986 г. они опубликовали первое советское руководство для врачей "Психогигиена пола у детей" (название "Детская сексология" даже в это время еще казалось слишком вызывающим). На Украине, в рамках Центра по сексопатологии Киевского научно-исследовательского института урологии и нефрологии профессор Иван Федорович Юнда создал свою собственную сексологическую школу, преимущественно с урологическим уклоном. Еще один центр пытались создать в Ростове.

    Многие советские сексопатологи недостаточно учитывали социальные и психологические факторы сексуального поведения. Объяснительные теории порой базировались на устаревших биологических моделях или житейском здравом смысле, сдобренном лошадиной дозой морализирования. В одной работе, за которую автор получил ученую степень доктора медицинских наук по психиатрии, девиантное сексуальное поведение определяется как поведение, которое "отклоняется от нравственных норм", так что любые до- и внебрачные связи признаются заведомо девиантными, патологическими и требующими психиатрического вмешательства.

    Слишком узкое и догматическое понимание нормы порождает у врачей авторитарность и сексуальную нетерпимость, стремление "лечить" то, что лечению не подлежит. Эти установки - плоть от плоти советской "репрессивной психиатрии", которая помогала КГБ запирать в психушки инакомыслящих.

    Особенно опасен для сексологии недостаток психологических знаний. По данным отечественной медицинской статистики, подавляющее большинство, до 70-75 процентов людей (в России их упорно называют не клиентами, а пациентами) обращаются к врачу-сексопатологу с проблемами не органического, а психологического характера. Но именно к этим вопросам врачи наименее подготовлены. Психоанализ был практически запрещен, психология в медицинских вузах преподавалась плохо, а психосексуальные проблемы в ней самой были не разработаны.

    Сама сексопатология была в советской медицине пасынком. Первые сексологические кабинеты стали создаваться в стране в 1963 г. В 1973 г. Минздрав СССР официально создал государственную сексопатологическую службу в городах с населением свыше 1 миллиона. Этого было, конечно, мало. К тому же обучение врачей-сексопатологов осуществлялось, на базе психиатрического медицинского образования, бессистемно, путем краткосрочных курсов. Немногочисленные вакансии врачей-сексопатологов нередко замещались обычными психиатрами, не имеющими никакой специальной подготовки. Случалось и так, что решение всех сексологических задач возлагалось на руководителей женских консультаций, что было совершенно абсурдно.

    10 мая 1988г. министр здравоохранения СССР издал новый приказ, согласно которому в городах с населением более 250 тысяч человек в составе психоневрологических диспансеров создавались специализированные отделения врачебно-психологического семейного консультирования, в задачу которых входила профилактика, раннее выявление и лечение сексуальных расстройств и сексуальной дисгармонии в браке (внебрачный секс по-прежнему как бы не существовал).

    Профессиональное обучение врачей-сексопатологов не решало более сложной задачи обучения сексологии всех студентов-медиков. Однако ни программ, ни учебников по этому курсу не было, а распад Советского Союза и развал его экономики сделал любые начинания невероятно трудными.

    Уже в 1950-1960-х годах прогрессивные советские педагоги, врачи и психологи заговорили о необходимости какого-то полового воспитания подростков. В 1962 г. широкое внимание привлекла газетная статья психолога, будущего президента Российской Академии образования Артура Владимировича Петровского "Педагогическое табу".

    Половое воспитание мыслилось прежде всего как воспитание нравственное, собственно же сексуальное просвещение вызывало у педагогов панический страх и часто объявлялось ненужным. О том, чтобы знакомить подростков с основами контрацепции, никто даже и не помышлял.

    Споры о том, нужно ли нам половое воспитание и если да, то какое именно, растянулись на добрую четверть века. Только в 1983-85 гг. в школах РСФСР формально был введен курс подготовки к браку и семейной жизни из двух частей: "Гигиеническое и половое воспитание" (12 часов) в 8 классе, в рамках курса анатомии и физиологии человека, и "Этика и психология семейной жизни" (34 часа) в 9-10 классах. Этот курс включал и некоторые элементы сексуального просвещения. Но решение это осталось на бумаге.

    Прежде всего, никто не позаботился заранее о подготовке учителей. Учителя вообще плохо обучаемы, а заставить женщин-учительниц, часто с неустроенной личной жизнью, говорить такие неприличные слова как "половые органы" или "онанизм" и вовсе невозможно."

    По материалам книги "Сексуальная культура в России: клубничка на берёзке", 1997 г, И. С. Кон.​
     
  3. Romaalekseev

    Romaalekseev Эксперт

    Здесь можно было бы точку поставить....
    намного лаконичнее....
     
  4. Kostja

    Kostja Красава

    А ты как считаешь - нужно ли в школах половое воспитание? Я считаю что не нужно. Потому что информация сексуального характера даёт возможность скрывать свои наклонности. То есть если раньше патологию было лучше видно, то с появлением сексуального образования будет труднее отличить. Потому как любой, начиная от обычного дрочера, будет знать про секс столько, что и не скажешь сразу - есть у него отклонения, или нет.
     
  5. Romaalekseev

    Romaalekseev Эксперт

    Обычно до трех, Кость.... Дальше не умею)))))
     
Загрузка...
Похожие темы
  1. Poliedrico
    Ответов:
    1
    Просмотров:
    1.712
  2. Nugegt
    Ответов:
    0
    Просмотров:
    1.564

Поделиться этой страницей